Призер конкурса Электронный Волгоград 2009

 

Ситуация

Лирическое отступление или что-то вроде того...

Понедельник, ты стоишь на остановке и ждешь автобус, десятилетиями довозивший тебя сначала до школы, потом до университета и вот теперь до работы. Ты устал, не выспался и, кажется, простудился. Поздняя осень, довольно прохладно, и ты уже ЦЕЛЫХ ПЯТЬ МИНУТ не можешь дождаться транспорта.

Вдалеке замаячил автобус — желтый венгерский Икарус-гармошка, по возрасту - ровесник твоего сына, но выглядящий как дедушка при смерти. Еле-еле переваливаясь с бока на бок, переполненный спешащими на работу людьми «организм» отрывает двери — откуда недовольно смотрят пассажиры, вынужденные как шпроты в банке спрессовываться все плотнее и плотнее на каждой остановке. Свободное место на подножке и стойкий запах бензина как-то совсем не привлекают прокатиться на этом плоде социалистической дружбы.

И вдруг на горизонте замаячил микроавтобус с нескромной надписью «Волгоград-Экспресс» на капоте. О чудо! Ты забываешь о чадящем звере, примостившемся на остановке, и с неистовым энтузиазмом машешь маломерному спасителю. Открываешь дверь и садишься на первое попавшееся свободное место.

Можно ли было об этом мечтать в Икарусе — риторический вопрос. Водитель, улыбается новому пассажиру и просит оплатить проезд. Новенькая «Газелька» быстро набирает скорость и, плавно обгоняя автобус, мчит тебя на работу. Всего 15 минут комфортной поездки и один рубль переплаты — вместо получасовой давки, оттоптанной обуви и испорченного настроения на весь день. «Доброго дня», - желает водитель маршрутного такси на выходе.

Сказка, скажут волгоградцы, ан нет — это ведь было всего-то несколько лет назад. Но прошли годы. Как-то незаметно исчезли городские автобусы с наших дорог, в разы выросла стоимость в маршрутках, а слова «спасибо» и «доброго дня» вдруг заменились более привычными уху посланием на три всем известные русские буквы.

Открылась уйма маршрутов, оккупировавших практически весь город, стараясь оттяпать как можно больше пассажиров у традиционного волгоградского городского транспорта: автобуса, трамвая, троллейбуса, электрички. И вот настал день, когда последний автобус больше не вышел в рейс. Власти отделались дежурной отговоркой: «Падение пассажиропотока - возить некого, автобусы старые, денег в бюджете нет».

---

Стоит отметить, что именно разрушение системы автобусных перевозок привело к столь неадекватному росту количества маршруток в Волгограде. Ведь там, где хорошо развит электротранспорт, сложно увидеть «маршруточный» беспредел в том масштабе, в котором он развит в местах, где автобус традиционно играл ведущую роль.

---

Теперь на твоей остановке каждое утро собирается толпа людей в надежде втиснуться в «проходящие» маршрутки. Одна, вторая, третья машины проходят не останавливаясь. Проходит ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ, ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ — все попытки безуспешны. Смотришь на часы — уже пора подъезжать к работе. Плюнув, пытаюсь забраться в вожделенный транспорт хотя бы стоя, но и тут спрос намного превышает предложение.

В конце концов третьим человеком удается «погрузить» себя в позе небезызвестного земноводного. «Так, вошедшие — проезд оплачиваем», - бубнит водитель сквозь шум, с позволения сказать, музыки, не выпуская изо рта сигареты. Останавливаемся через 50 метров у одного из магазинов, и в салон втискиваются еще два парня, усевшись на корточки в проходах. Далее Ротация пассажиров продолжалась МИНУТ ТРИДЦАТЬ, пока я наконец-то не добрался до пункта назначения

День, другой, недели и месяцы проходят, но ты не можешь не испытывать отвращения к дороге на работу. Приходит момент, когда ты отложишь поездку с семьей на море, покупку новой бытовой техники и будешь копить только на него — на личный автомобиль. Лишь бы вырваться из мира хамства «нового вида» городского транспорта. Еще бы, ведь «автомобиль — признак успешного человека», - вдалбливает нам в мозг навязчивая реклама. Нет машины — ты неудачник, пустое место на отшибе жизни.

И вот ты за рулем долгожданного личного авто — приятная музыка, удобные сиденья, а вокруг такие же, как ты, УЖЕ ЧАС стоят в автомобильной пробке…

Благо последнее пока только в воображении, но каждый из нас приближает этот исход, пользуясь маршруткой. Никто не спорит, что личный автомобиль комфортнее общественного транспорта и маршруток вместе взятых. Но если на секунду представить, что все вдруг стали пользоваться в своих ежедневных поездках личным автомобилем, – весь город попросту встанет в одной большой пробке.

Ведь на дороге легковой автомобиль занимает места в 2 раза меньше автобуса или троллейбуса, но перевозит в десятки раз меньшее количество пассажиров. Некоторые возразят – необходимо строить новые магистрали. Но, во-первых, это слишком затратно, а во-вторых, попросту не имеет смысла – новые дороги через некоторое время также встанут в бесконечных пробках. Это доказано на опыте Европейских стран, где после десятилетия забвения общественный транспорт вновь возвращается на улицы городов.

Зачем спотыкаться о те же грабли? Частично отказаться от собственного комфорта на благо каждого человека – не слишком большая цена за быстрое и комфортное перемещение из пункта А в пункт Б. Уже сейчас пора становиться на путь развитого общественного транспорта, чтобы не пришлось начинать с нуля через 15-20 лет.

Итак, проблема перемещения внутри городской среды является одной из важнейших проблем Волгограда, требующей пристального внимания. Необходимо в кратчайшие сроки восстановить систему городских автобусных перевозок хотя бы на уровне конца 90-х годов.

Да, недавно новые автобусы вновь появились на улицах нашего города, но интервалы их оставляют желать лучшего, а всеобщая уверенность городских властей в том, что «автобусного» пассажиропотока после 19 часов вечера нет — не оставляет потенциальным пассажирам выбора.

Необходимо уделить особое внимание обновлению подвижного состава электротранспорта и разработке и финансированию строительства новых трамвайных и троллейбусных линий.

Это позволит многократно сократить количество маршруток на улицах Волгограда, совершенно не справляющихся с высоким объёмом пассажирских перевозок. На сегодняшний день в городе по-прежнему остаются места, куда можно доехать только на маршрутках.

Волгоградские маршрутки – позор нашего города. Ни в одном российском городе-миллионнике маршрутки не стремятся к роли основного вида городского транспорта, как происходит в Волгограде.

В соответствии с ситуацией, сложившейся в сфере пассажирских перевозок Волгограда, можно сформулировать цели нашего сообщества


1. Обратить внимание Администрации города на проблему пассажирских перевозок в Волгограде.


2. Содействовать комплексному развитию системы общественного транспорта Волгограда, включающую в себя автобус, трамвай, троллейбус и электропоезда.


3. Вести просветительскую деятельность среди жителей города, направленную на формирование положительного образа традиционного общественного транспорта как основного средства перемещения по городу.


4. Содействовать поддержанию и увеличению пассажиропотока в традиционных видах общественного транспорта.


5. Поддержать процесс вытеснения "маршрутных такси" с центральных улиц Волгограда на периферию.